"Иосиф Сталин" - Я.И.Пантелеев

Имя первого помощника механика парохода «Иосиф Сталин» Пантелеева Якова Игнатьевича присвоено танкеру проекта 19614 под строительным номером № 22.

Пароход «Иосиф Сталин»  построен в 1909г. в АО «Сормово» по заказу пароходного общества «По Волге» под названием «Графиня»,  впоследствии  стал называться «Иосиф Сталин».

В годы Великой Отечественной войны пароход принимал участие в обороне Сталинграда под командованием Ивана Семеновича Рачкова.  Команды судов работали в опасных и сложных условиях. Противник,  готовясь к наступлению на Волгу, заранее начал ставить мины. Была создана минная опасность на фарватере реки протяженностью 900 км.

27 августа 1942г. в районе Акатовки,  после выхода немецкого танкового корпуса на правый берег,  пассажирские суда  «Парижская коммуна» во главе  с капитаном Л.Д. Галашиным, «Михаил Калинин» во главе с капитаном Н.М. Богатовым, «Иосиф Сталин» под руководством капитана И.С. Рачкова остались  закупоренными в низовьях Волги. Сталинград пылал. Грозное небо зловеще освещало небо. Темная вода реки вспыхивала багрянцем. Дым от пожарищ расстилался над Волгой.  Капитаны судов получили задание в ночное время прорваться вверх по реке через участок, простреливавшийся противником.

27 августа в 11-ом часу вечера  два судна – «Парижская коммуна» и «Михаил Калинин» под непрерывным огнем из орудий и минометов снялись  с якоря. План прорыва судов через  захваченный немцами участок был продуман капитанами детально.  Дерзость этих судов удивила даже врагов.  Суда на полной скорости  прорывались через сплошную завесу вражеского огня, только семь раз загоралась надстройка теплохода «Парижская коммуна», корпус судна был пробит в девяти местах. Несмотря ни на что  суда стали победителями в этом огненном рейсе.

В более сложном положении оказался пароход  «Иосиф Сталин» в виду  задержки отправления судна. Противник обрушил на пароход шквал артиллерийского и минометного огня. Капитан Рачков погиб на своем посту. Пароход продолжал вести первый штурман И.С. Строганов, но и он вскоре был ранен осколком в голову.  «Иосиф Сталин» получил повреждение рулевого привода, противопожарных систем, в корпус через пробоины хлестала вода. На судне начался пожар. В это время один из снарядов попал в машинное отделение, и оно было выведено из строя. Прекратилась подача воды, и очаги пожара тушить было нечем. Осколками снаряда был убит помощник механика Пантелеев и масленщик Андронов. Пароход горел. Началась паника. Некоторые пассажиры стали бросаться в Волгу, чтобы спастись вплавь, остальные спасались на лодках.

Судно было обречено на гибель.  Пароход, освободившись от пассажиров, снесенный с мели течением реки, дрейфовал вниз по Волге. Вскоре его понесло на Ахтубинский осередок, где он и сгорел. От прекрасного пассажирского парохода остался лишь почерневший остов. Из 1200 пассажиров спаслось лишь немногим более 200 человек  с помощью небольшого служебного баркаса «Наблюдатель». Из команды судна  остались живы несколько человек.

 До последней минуты на боевом посту стоял первый помощник механика парохода  Пантелеев Яков Игнатьевич.

Посвящается 70-летию Великой Победы
© 2015 Музей речного флота, г. Нижний Новгород