Волгари

Я – большая река.
Я не только река.
Будто грузчик, тружусь в промерзжих ночах.
Я снаряды и танки тащу на плечах.
Уставать не хочу.
Отдыхать не хочу.
Я – река-богатырь.

«Правда» от 6 октября 1942г. писала:  «В низовьях Волги коллективы судов и пристаней показывают
примеры героизма и мужества на своих постах. Они стоят плечом к плечу с героическими защитниками
Сталинграда у подступов к великой русской реке».
Шашков Обложка книги З.И. Шашкова Речники в боях за Родину

 

З.А.Шашков(1905-1984), с 1939г. по 1960г. нарком, министр  речного флота, в годы войны  руководил деятельностью речного флота в период Сталинградской битвы, член транспортного комитета при ГКО. С 1960г.  профессор  Московского института инженеров водного транспорта.  Имеет правительственные награды. Имя Шашкова носит волжский пассажирский четырехпалубный теплоход «Зосима Шашков».


Сталинградские переправы - это одна из важных страниц летописи этой битвы. Сотни судов работали на переправах, перевозили раненых, местных жителей, эвакуированных и военных. Доставляли вооружение и продовольствие для войск Красной армии.

"Кто работал тогда на переправах, тот ежечасно, ежеминутно с глазу на глаз встречался со смертью. Поистине нужны были стальные нервы и несравнимое мужество, чтобы переплывать через Волгу туда и обратно под шквальным артиллерийским, минометным и авиационным огнем. О роли моряков этой флотилии, о сталинградских речниках, об их подвигах скажу кратко: если бы не они, возможно, 62-я армия погибла бы без боеприпасов и без продовольствия и не выполнила бы своей задачи. Сталинградские переправы тех дней сыграли неоценимую роль в обеспечении армии войсками, боевой техникой, боеприпасами, горючим..." – командующий 62-ой армии  В. И. Чуйков.

"Всю тяжесть переправы вынесли на себе маленькие речные пароходики, колесные и винтовые, которые, не взирая ни на что, застревая среди Волги; до самого конца ледохода продолжали упорно работать. Колесный пароход "Механик Власов", которому еще до войны плавание было запрещено, перевез тысячи раненых, продовольствие и одежду, с пробитым носом, с обломанными колесами, работал до самого ледостава, пока не вмерз в лед посреди Волги", - вспоминал К.К Абрамов, генерал-майор, член военного совета 64-й армии.
 В дни Сталинградской битвы речные суда, совершив более 35 тысяч рейсов через Волгу, перевезли для Сталинградского фронта: 543 тысячи военнослужащих и раненых, в том числе 280 тысяч жителей Сталинграда, 29,4 тысячи автомашин, 550 тягачей, 149 тысяч тонн боеприпасов, продовольствия и других грузов; для Донского фронта: 542 тысячи военнослужащих и раненых, 66,5 тысячи автомашин, 2450 тягачей, танков и тракторов, 61,5 тысячи тонн грузов.


Сталинградсмкие переправы
8

 

В ноябре 1942 г. начался ледоход. "Переправа-62" была усилена мощными судами "Емельян Пугачев", "Генерал Панфилов", "Кочегар Гетман", "Спартаковец". Здесь же продолжали работать баркас "Ерик", 13 бронекатеров ВВФ и переправочные средства инженерных войск армии. На другие переправы были выделены мощные буксиры "Сократ", "Варяг", "Самара", "Краснофлотец", "Механик Власов".

Командующий Сталинградским фронтом генерал-полковник А.И. Еременко 16 ноября 1942 г. утвердил план переправ через Волгу в ледовых условиях. Основными переправами в это время были "Красный Октябрь", Красноармейск, Светлый Яр, Каменный Яр, Никольское.


 




Экипаж пожарного парохода «Гаситель» во главе с капитаном П.В.Воробьевым, наряду с основной задачей – борьбой с пожарами,  участвовал в перевозке боеприпасов, продовольствия и других грузов для осажденного Сталинграда. Получив около 80 пробоин в корпусе и надстройках, "Гаситель" продолжал работать на перевозке мирных жителей.
В один из рейсов вышло из строя рулевое устройство, погиб механик Я.Д.Ерохин, все члены команды получили ранения, пробоины в корпусе грозили затопить судно. Экипаж, приложив все усилия, судно вывели на мель.

3.Команда п-х Гаситель
4Капитан П.В. Воробьев
7Пожарный п-х Гаситель 2 Комнда п-х Гаситель-

В настоящее время на центральной набережной Волгограда пароход «Гаситель» установлен как памятник в ознаменование боевых дел речников Волги.  Открытие состоялось 6 ноября 1977г.  Композиционно памятник имеет вид бассейна, облицованного гранитными плитами, в центре которого — легендарное судно. Сзади — тринадцатиметровая стела, облицованная бальзамитовыми плитами. В нижней ее части — якорь с цепью, наверху — звезда. На стеле две фразы: «Слава речникам и пожарным Волжского бассейна — героям гражданской войны, защитникам красного Царицына. Никогда советский народ не забудет мужественных сынов Волги, прославивших себя в боях за Сталинград». Автор проекта — народный архитектор СССР В. Е. Масляев. Мемориал является памятником истории регионального значения.

Речные и военные суда гибли десятками от круживших в небе вражеских бомбардировщиков и артиллерии. Наиболее ощутимый урон флоту в черте Сталинграда нанесла массированная вражеская бомбардировка, начавшаяся 23 августа и продолжавшаяся почти неделю. Погибло 29 речных судов.

В том аду, когда горели не только город, но и Волга.

 

8Мемориальная доска пожарного парохода Гаситель

9Гаситель, потопленный немцами  в затоне Красная слобода 13.11.1942. Рисунок Ю.Беркович

 

1.Пожарный пароход Гаситель 1942 5 Я.Д.Ерохин - механик 10 Памятник п-х  Гаситель



Легендарный пароход «Ласточка», капитан В.И.Крайнов. Это небольшое судно перевезло около 18 тысяч человек и отбуксировало до 20 тысяч тонн военных грузов. На пароходе трудилась семья механика   В.Д.Григорьева,  сын Николай – помощник механика, дочь Мария работала кочегаром. История этого буксира полна примеров героизма и стойкости команды. Капитан В.И.Крайнов погиб  смертью храбрых.

без подписи
Пароход Ласточка
1 Пароход Ласточка
2 Григорьев В.Д. механик парохода Ласточка3 М.В.Григорьева-кочегар
1
2
3



Чудесами отваги прославился и экипаж баркаса "Абхазец" под командованием капитана А. Н. Хлынина. За всю навигацию баркас, ведомый умелым капитаном, не был подбит вражеской авиацией, совершая в день до 10 рейсов. Вот что вспоминал потом капитан легендарного "Абхазца" Анатолий Николаевич Хлынин : "Про наш баркас и его команду говорили, что нам везет, что они заворожены от вражеских бомб. Действительно, под какой бы огонь и бомбежку мы ни попадали, всегда благополучно выходили из них. Правда, пробоин в корпусе было, как в решете. Нам везло, но в каждом везении была причина - наш опыт..."

А.Н. Хлынин - капитан баркаса 
Барокас Абхазец



Газетная вырезка - к 30 летию Сталинградской битвы
Статья посвящена капитану парохода "Глеб Успенский" Н.С.Карпову.
Карпов Н.С.
img348



А.И. Кривцов - капитан пх Сократ Мемориальная доска

Зенитчики легендарного «Сократа»  под руководством капитана А.И. Кривцова  в одном из нападений сбили пять самолетов противника. Девять раз «Сократ» был атакован шестью-девятью немецкими самолетами, и всегда команда и боевой расчет судна выходили из этих схваток победителями. Алексей Иванович Кривцов Указом Президиума Верховного Совета СССР о награждении работников Наркомфлота в 1943 г. был награжден орденом Ленина.




Женский экипаж н  парохода Краснознаменец М Н Попова в центре М.Н. Попова

Мария Попова-Галяткина, выпускница Нижегородского речного училища, в военные годы возглавила женский экипаж на пароходе «Краснознаменец». Командный состав парохода «Краснознаменец» состоял:  пом. механика А.П.Караванова, капитан М.Н.Попова, пом.капитана С.Я.Игнатьева.  М.Н.Попова-Галяткина – капитан п/х «Марксист», 2-ой штурман т/х «Дмитрий Пожарский». Награждена орденом Знак Почета и медалями.




№ 3 Капитан Богданов В.И.

В. И. Богданов (1880-1952),  потомственный речник. В 1903г. окончил  Нижегородское речное училище.  С 1907г.  – капитан на   различных судах пароходства «Кавказ и Меркурий». Участвует в национализации флота, под командованием капитана Богданова пароход «Анна» перевозит подкрепления Красной Армии, эвакуирует раненых и больных. С 1930г. по 1938г.  В.И. Богданов – капитан парохода «Усиевич» (бывший «Граф», 1904г.). В военные годы на п/х «Карла Маркс» обеспечивал военные перевозки на Волге, в том числе под Сталинградом.   За семь огненных рейсов «Карл Маркс» вывез из пылающего города более четырех тысяч детей, женщин, раненых бойцов.
После войны  продолжал водить «Карл Маркс» на линии Горький-Астрахань.  За служение великой реке Владимир Иванович был отмечен орденом Трудового Красного Знамени, медалью  «За Победу над Германией», знаком «Отличник речного флота». Сухогрузный теплоход смешанного «река-море» плавания  носит  имя «Капитан  Богданов».

№ 1 № 2

Не менее знаменитым и известным человеком на Волге стал его сын  – ученый, конструктор, писатель, историк Борис Владимирович Богданов.  Автор книги «Волга фронтовая.  Награжден орденами Отечественной войны и Знак Почета, знаками «Отличник судостроительной промышленности», «Отличник соцсоревнования»,  медалями ВДНХ, «Заслуженный изобретатель РСФСР». Присвоено звание академика Российской академии транспорта.

Б.В. Богданов - сын капитана

Посвящается 70-летию Великой Победы
© 2015 Музей речного флота, г. Нижний Новгород